КУЗЬМА ТКАЧ

Художник по металлу, скульптор


История художественной ковки

Античное железо

Труды Павсания, Плиния Старшего, Геродота и Гомера раскрывают величие античной культуры как в областях высокого искусства – архитектуре, скульптуре, живописи, - но и в области художественных ремесел. Уже тогда высоко ценилась художественная обработка металла, уже тогда ковка стала искусством.

Ее покровителями в мире олимпийских богов был Гефест. Он был сыном великого Зевса и Геры. Бог огня и огненного ремесла был почитаем за мудрость и талант. Гефест создал на Олимпе дворцы из металла. Его творениям Гомер посвятил много строф Илиады. Самым возвышенным слогом он учил греческую знать относиться с преклонением и почтением к творениям кузнецов, достойным восхищения.

На территории Греции и Малой Азии производство железа получило развитие приблизительно между XII и XI вв. до н. э. Первые железные предметы были извлечены из могилы миносского периода в Файсте на острове Крит. Наряду с этим на полуострове Пелопоннес в местечках Каковатос, Вафио и Асин были найдены железные перстни, отнесенные к XV – XIV вв. до н. э. В Сирии, Израиле и Иордании были найдены железные браслеты, кинжалы и перстни, относящиеся ко II тысячелетию до н. э.

Редко и разрозненно предметы из железа обнаруживают и в остатках культуры Месопотамии на территории нынешних Ирана и Сирии. Эти предметы датируются III тысячелетием до нашей эры, т. е. эпохой, когда наибольшее распространение имели изделия из бронзы и меди, несущие признаки обработки рукой человека. Железные предметы, в силу своей подверженности воздействию атмосферы, до наших дней не сохранились.

Первые предметы из железа ценили очень высоко и хранили в храмах среди наиболее дорогих сокровищ или помещали в могилы могущественных правителей. Одной из наиболее древних находок является, например, железный кинжал царя Мешкаламшара из древнего Уру, относящийся к середине III тысячелетия до н. э. и найденный среди золотых кубков, украшений, музыкальных инструментов и отдельных деталей золотых доспехов.

Аналогичный кинжал, найденный в Турции, в местечке Алана Тейюк, относится приблизительно к той же эпохе. В знаменитой гробнице фараона Тутанхамона, недалеко от Хеба, в Верхнем Египте, был обнаружен железный кинжал среди изделий из драгоценных металлов, представляющий часть сокровищ фараона. Однако эта находка была датирована значительно более поздним периодом – приблизительно первой половиной XVI в. до н. э., а материал кинжала оказался метеоритного происхождения.

Все исторические находки Европы и Азии убеждают в том, что железо вначале считалось драгоценным металлом, который очень рано начали обрабатывать. Разумеется, в то время это было исключительно редкое ремесло; отсюда, по-видимому, брало свое начало обожествление кузнеца Гефеста в Греческой мифологии.

Пока Средняя Европа переживала хальштаттский период, который считается первым периодом железного века, античный мир отмечал могучий расцвет искусства, развития торговли и ремесел, в том числе ковки. Зрелая цивилизация, в которой уже был разрушен родовой строй и связанное с ним примитивное производство, могла также освоить обработку металлов технически наиболее сложную: ковка железа. К временам Геракла относятся первые сведения о закалке стали и о двух способах обработки металлов – ковке и литье. При описании старых способов обработки железа уже были известен процесс закалки – в воде, крови либо в бараньем сале.

Этруски – этнические соседи древних греков на Апеннинском полуострове, помещали, подобно грекам, на одно из самых значительных мест в иерархии богов своей мифологии Вулкана- бога огня и кузнечного ремесла. В тех областях залежи железной руды были редкими. Ее в основном надо было ввозить. В связи с возрастающей потребностью в оружии и предметах труда железная руда действительно принадлежала, говоря современным языком, к стратегическому сырью.

Зарождение ковки

На рубеже XII и XI столетий до н. э. выработка железа начала существенно развиваться в ближневосточном и южноевропейском регионах, особенно в греческих областях. Появляются первые железные орудия труда – молоты, серпы, а также первое оружие – мечи и копья. Это было вызвано постоянно растущими потребностями в орудиях труда и постепенным истощением доступных залежей медных руд. Изделия из бронзы преимущественно производили способом литья, который позволял получать изделия нужной формы. Однако для обработки железа нужен был совершенно иной способ: ковка. Еще много времени прошло прежде чем кузнечное ремесло выработало собственную морфологию – собственное художественное выражение. Первые железные предметы имели форму, подобную литым изделиям из бронзы. И только по мере накопления опыта в практику ковки кузнецы постепенно начали вводить новые приемы деформирования железа. К этому переходному периоду относится так называемая хальштаттская культура. Такое название связано с тем, что основные находки, отнесенные к этой культуре, были сосредоточены в районе Хальштатта (Австрия). Находки датируются приблизительно второй половиной I тысячелетия до н. э. Влияние формы бронзового литья проявляется еще у большинства хальштаттских ножей, топоров, мечей и, прежде всего, копий. Однако к концу этого периода техника обработки железа уже получила более широкое распространение.

Европа. Покорение железа

Основными участниками многих событий общественной и культурной жизни народов того времени, живших в Центральной Европе, включая период развитой античной цивилизации, были кельты. Они особенно преуспевали в ремеслах, в т. ч. в искусной обработке железа. Этот могущественный народ на рубеже середины первого тысячелетия до н. э. как раз начал расселяться в большей части Европы и распространился в пределах современных границ восточной Франции, Швейцарии, Баварии и, вероятно, части Чехии.

В хальштаттский период кузнечное ремесло и обработка железа начали распространяться пока еще слабо, однако в следующий латенский период, названный по находкам в Ла Тене, стали появляться уже значительно совершенные кованые изделия. В то время как хальштаттские кузнецы только осваивали ковку в нагретом состоянии, латенский кузнец уже умел отлично проковать горячее железо и начал осваивать основы пластической деформации в новом понимании. Этих знаний требовало от него состояние уплотненного кричного полуфабриката, который поступал в виде прутков или дисков и был предметом торговли, а в ряде случаев (у британских кельтов) даже средством платежа.

Известны также попытки некоторого украшения материала – насечка поверхности, рассеивание по поверхности ямок и точек или декоративное скручивание с целью упрочнения материала, работающего на растяжение, например, при изготовлении цепных поясов. Еще один пример изумительных кельтских изделий – козлы для очага, вертикальные стержни которых обычно заканчиваются стилизованной звериной головой.

Великолепные петли с крюками и цепями для подвешивания котлов также принадлежат к находкам, дошедшим к нам от кельтов, и доказывают исключительно высокие способности и сноровку этого народа в кузнечном деле.

Среди находок латенской культуры больше всего оружия – ножи, мечи, стрелы а также разнообразные топоры, тяпки, косы, лопаты и пилки.

В поздний латенский период, когда выросло много кельтских укрепленных поселений, которые римляне называли оппидами, под крепостными стенами каждой из таких оппид и их окрестностей кузнецы имели свои мастерские. Богатство их свидетельствует о том, что ремесленники были сравнительно зажиточным слоем населения. О значении кузнечного ремесла в ту эпоху свидетельствует и то, что свои изделия, главным образом мечи, они снабжали оригинальными знаками на клинках.

Ostmetal.info - Портал «Обработка металла» :: ostmetal.info
Cоздание и управление сайтом - CMS SiteEdit
Rambler's Top100